-

Пермское УФАС России выявило в деятельности ООО «ЛУКОЙЛ-Уралнефтепродукт» признаки нарушения Закона о защите конкуренции в ходе рассмотрения многочисленных жалоб, поступивших в январе-марте 2021 года от жителей региона на установление компанией различных цен на моторное топливо на АЗС Пермского края.

В рамках проверки антимонопольное ведомство запросило у ООО «ЛУКОЙЛ-Уралнефтепродукт» информацию о розничных ценах на автомобильный бензин и дизельное топливо на АЗС в Перми и других городах Пермского края на даты до и после последнего повышения цен, а также пояснения относительно установления различных розничных цен в Перми и других городах Пермского края.

Согласно пояснениям ООО «ЛУКОЙЛ-Уралнефтепродукт», в настоящее время на ряде АЗС проводится маркетинговое исследование на предмет эластичности спроса, которое выражается в установлении разных цен на автомобильные бензины: на 4 АЗС цена установлена выше общего уровня по краю (на 50-90 копеек за литр), еще на 8 АЗС цена установлена выше общего уровня в дневное время суток (на 50-90 копеек за литр), а ночью - ниже общего уровня (на 10 копеек за литр).

ООО «ЛУКОЙЛ-Уралнефтепродукт» занимает доминирующее положение в регионе на рынке реализации моторного топлива.

Закон о защите конкуренции запрещает хозсубъектам, занимающим доминирующее положение в регионе, необоснованно устанавливать различные цены на один и тот же товар.

Антимонопольное ведомство считает, что «маркетинговое исследование на предмет эластичности спроса», проводимое ООО «ЛУКОЙЛ-Уралнефтепродукт» на ряде АЗС в Пермском крае представляет собой исследование потребительских предпочтений и не может быть признано экономическим или технологическим обоснованием для повышения цены.

«По мнению антимонопольного органа, ООО «ЛУКОЙЛ-Уралнефтепродукт» может исследовать эластичность спроса и оценивать потребительские предпочтения без фактического повышения розничных цен на бензин, а с помощью социологических исследований, например, опросов или анкетирования. Компания также имеет возможность изучать изменение потребительского спроса в зависимости от времени суток, не прибегая к повышению цен в пиковые дневные периоды, а ограничиться лишь понижением стоимости топлива ночью. При установлении на АЗС разных цен на один и тот же товар, хозсубъект может получить дополнительную прибыль при неизменности затрат. В итоге возникает ситуация, когда компания проводит собственные исследования в ущерб интересов потребителей, а по сути, за их счет, что недопустимо», - пояснил заместитель начальника отдела контроля на товарных рынках и экономической концентрации Пермского УФАС России Дмитрий Шилов.

Пермское УФАС России усмотрело в действиях ООО «ЛУКОЙЛ-Уралнефтепродукт» признаки нарушения п.6 ч.1 статьи 10 Закона о защите конкуренции в связи с необоснованным установлением различных цен на один и тот же товар. Компании выдано предупреждение о необходимости снизить розничные цены на автомобильные бензины АИ-92, ЭКТО-92, АИ-95 и ЭКТО Plus на 4-х АЗС края до общего уровня цен на АЗС ООО «ЛУКОЙЛ-Уралнефтепродукт» в регионе, а также прекратить необоснованное повышение цен на бензины АИ-92, ЭКТО-92, АИ-95 и ЭКТО Plus в пиковые часы (с 6:00 до 22:00) на 8-ми АЗС компании, где проводится маркетинговое исследование.

Предупреждение должно быть исполнено в десятидневный срок с момента его получения. В противном случае УФАС возбудит антимонопольное дело.